Система менеджмента качества - новый этап развития компании
1. Первые шаги
(идея, выбор компании АРБ-Консалтинг, презентация сотрудникам проекта «Разработка и внедрение на предприятии Системы менеджмента качества, соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2008»)
Консультанты консалтинговой фирмы провели диагностический аудит, по результатам которого был составлен «План внедрения и разработки СМК». Три сотрудника компании прошли обучение на семинаре «Внутренний аудитор СМК с навыками менеджера по качеству» и получили соответствующие сертификаты.
Итоги 1-го этапа: Установлены основные и вспомогательные процессы, определены ресурсы, назначены ответственные исполнители.
2. Этапы разработки СМК в компании:
Руководствуясь помощью консультантов, началась работа по описанию процессов, производственных процедур и документированных процедур, требуемых стандартом ISO 9001:2008.
По мере понимания требований стандарта, возникала детальная проработка документации, выстраивалась структура взаимосвязей между всеми уровнями.
Итоги 2-го этапа: Разработана первичная документация, описаны процессы, разработаны требуемые стандартом документированные процедуры, политика, цели в области качества. Определены требования к квалификации персонала, установлены потребности и ожидания потребителей, анализируется удовлетворенность клиентов, производится выбор и оценка поставщиков.
3. Внедрение СМК
Издание приказа о начале внедрения СМК с 01.09.2010 послужило сигналом к тому, что вся документация сформирована и приведена в соответствие с требованиями стандарта.
Была подготовлена окончательная редакция Руководства по качеству, обеспечена доступность документов СМК на рабочих местах.
По итогам работы за 3 квартал 2010 года владельцами процессов были составлены отчеты по процессам, сводный отчет о функционировании СМК.
Внутренние аудиторы провели полный цикл аудитов на подтверждение соответствия СМК требованиям стандарта, выявленные несоответствия были устранены.
В конце года был проведен предсертификационный аудит на анализ готовности компании к сертификации системы менеджмента качества.
Итоги 3-го этапа: Ближайший серьезный рубеж, который необходимо преодолеть - это независимое подтверждение соответствия системы требованиям стандарта ISO 9001:2008 – сертификация СМК.
4. Выводы
В процессе внедрения СМК, в деятельности компании наметился целый ряд позитивных изменений:
- более четкое отслеживание производственного процесса, постоянное повышение его эффективности;
- быстрое реагирование на выявленные несоответствия с помощью листов улучшений – от регистрации до принятия решения и устранения несоответствия проходит не более 5 дней;
- налаживание горизонтальных связей между отделами и подразделениями;
- внедрение процедуры по оценке удовлетворенности клиентов, которое позволяет оперативно реагировать на требования потребителей;
- повышение эффективности при работе с жалобами и претензиями клиентов: не только устранение проблем по факту претензии, но и выявление, и анализ причин по которым она возникла;
- создание документооборота, наиболее полно описывающего процессы;
- анкетирование персонала выявило скрытые потребности внутри организации, что позволило наметить ряд улучшений производственного процесса в целом, и производственной среды в частности;
- налаживание информирования по вопросам СМК внутри организации – размещение на информационных досках актуальных документов СМК, графиков, мониторинга процессов.
Таким образом, можно сделать вывод, что проект по созданию и внедрению системы менеджмента качества в нашей организации прошел испытание на пригодность, создав тем самым перспективы развития компании в целом и каждого сотрудника в частности. Подтвердив наш девиз: «Качество - в людях».
Французова Наталья,
инженер по качеству ООО «Южно-Уральские Технические Системы Управления»